Приветствую Вас Гость | RSS
Регистрация | Вход

Темы для Юкоз

Поделиться

70 лет

ОСНОВНОЕ
  • Библиотечный фонд
  • Подвоз детей в школу
  • Публичные доклады школы
  • Каталог файлов
  • Нормативные документы
  • Администрация школы
  • Управляющий совет школы
  • Режим питания
  • ФГОС
  • Учебная деятельность
  • Вакансии
  • Методическая копилка
  • ЕГЭ, ГИА, ККР
  • Внеклассная работа
  • Самообследование
  • Год литературы
  • ОРКСЭ
  • Аттестация
  • Юбилей школы
  • 70 лет Великой Победы

  • Специальный раздел

    Форма входа

    Архив записей

    Календарь
    «  Декабрь 2018  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31

    В рамках модернизации образования в школе организованна система повышения квалификации учителей. В октябре прошел районный семинар по физике «Формирование, развитие и мониторинг ключевых компетенций учащихся» По отзывам участников семинар прошел на высоком профессиональном уровне. Результатом деятельности организаторов явилось Формирование мотивации у учителя на внедрение компетентностного подхода в обучении физики. Все участники получили раздаточный рабочий материал (таблицы,схемы). Районный семинар учителей физики Формирование, развитие и мониторинг ключевых компетенций учащихся ================================== Альфой и омегой школы должно быть изыскание метода, при котором учащиеся меньше бы учили и больше бы учились. Тогда было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха. Я.А.Коменский ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА: • Создание условий для профессионального развития учителя, в ходе которого приобретается опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика и формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ • обобщение опыта учителя по определенной проблеме; • передача учителем-мастером своего опыта; • совместная отработка методических приемов; • оказание реальной помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы самообразования Проблема формирования компетенций пять лет назад стала широко обсуждаться в педагогической среде, озвучивалось много спорных, неоднозначных моментов, но было понятно, что с внедрением компетентного подхода в систему образования связаны большие перспективы, и, что весьма существенно, совершенно по-новому стал рассматриваться вопрос качества образования. Результатам диагностики учащихся 8-х и 10-х классов выяснилось, что в этом возрасте у подростков значительно растет показатель информированности в различных областях знаний, однако одновременно происходит значительное отставание в овладении ими общеучебными умениями, в частности, такими операциями, как, синтез, анализ, классификация, обобщение. Это означало, что высокий уровень интеллекта достигается за счет механического накопления знаний без усвоения умений и навыков, позволяющих многократно расширять возможности по присвоению свежей информации, проектированию новых знаний на основе уже имеющихся. Работу по внедрению компетентностного подхода мы начали с изучения теории и выработки собственного понимания основных понятий и положений. Как мы рассуждали? Прежде всего, определялись, что качество обучения учащихся на выходе из образовательного учреждения теперь оценивается не только через знания, умения и навыки, но и через компетенции. Таким образом, мы должны принимать их как норму, стандарт образования. Также мы решили руководствоваться определением компетенции, данным А.В. Хуторским: «Компетенция – совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов необходимых, чтобы качественно, продуктивно действовать по отношению к ним». При этом очевидно, что овладение компетенциями возможно лишь в деятельности, основу которой будет составлять самостоятельность учащихся. Это формирует у ребят личностное, эмоционально окрашенное отношение к учебному материалу и учебному процессу в целом. В итоге наметили две главные задачи. Задача номер один – создание условий для самостоятельной деятельности учащихся. Задача номер два – создание условий для приобретения школьниками первоначального опыта по реализации компетенций через моделирование практических ситуаций. Таким образом, если в образовательном учреждении созданы условия для самостоятельной деятельности учащихся и приобретения ими первоначального опыта по реализации компетенций, то у ребенка есть возможность в случае готовности применить знания и умения на практике, реализовать свою компетентность. Значит, если компетенция – это норма, то компетентность – степень овладения нормой. И если компетенция – это отчужденное от ученика понятие, то компетентность – его личностное качество. + = = Определившись с понятиями «компетенция» и «компетентность», за основу их формирования мы взяли общеучебные умения и навыки. Еще раз подчеркнем, почему важно, чтобы учащиеся владели общеучебными умениями. Компетентность - способность человека преобразовывать свои знания в профессиональные действия (умения, навыки), которые обеспечивают стабильно высокие результаты деятельности и позволяют достигать поставленные цели Давайте определимся с понятием УМЕНИЯ • Умение – освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но в изменившихся условиях. • Это особая деятельность, основным содержанием которой является согласованная система умственных и практических действий, направленных на достижение ясно осознанной цели. И еще, умение это знание в действии. Пути формирования ОУУН • Проектный метод • Исследовательская деятельность • Проблемно-диалогические технологии • Тренинг учебных умений • Компетентностный подход Тренинговый подход Умение - это приобретенное в опыте мастерство, готовность и способность человека быстро и легко находить приемы решения проблемы. Деятельностный подход Учебные умения – конкретные практические или мыслительные цепочки операций (микродействий), которые необходимы для успешной учебной деятельности на определенной образовательной ступени. Классификация общеучебных умений • Умения организовать свою деятельность (организационные умения) • Умения работать с информацией (информационные умения) • Умения результативно мыслить (интеллектуальные умения) • Умения общаться и взаимодействовать с людьми (коммуникативные умения) • Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за свой выбор (оценочные умения) Организационные умения • Составлять план действий • Осуществлять действия по реализации плана • Определять и формулировать цель деятельности • Соотносить результат деятельности с целью Интеллектуальные умения • Ориентироваться в системе знаний • Уметь делать предварительный отбор информации • Добывать новые знания из различных источников • Уметь перерабатывать полученную информацию • Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую Коммуникативные умения • Уметь донести свою позицию до другого • Уметь понять другие позиции • Уметь договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды Оценочные умения • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения норм и ценностей • Объяснять свои оценки, точку зрения, позиции • Самоопределяться в системе ценностей • Действовать и поступать в соответствии со своей системой ценностей и отвечать за свои поступки Умения и рефлексия • На основе рефлексии у младшего подростка формируются умения и навыки, подросток уже способен осмысливать цели, собственные действия, способы их осуществления. Приемы формирования умения Делятся на: • приемы, предназначенные для осознания цели учебной деятельности; • приемы, выводящие на определение условий деятельности, а также на поиск оптимальных способов и средств ее программирования; • приемы, направляющие на оценку своей деятельности и выводящие на поиск способов коррекции; • приемы, стимулирующие учащихся к рефлексии учебной деятельности. Именно общеучебные умения позволяют решать задачи разного порядка: 1 – на уровне ученика. Владение общеучебными умениями расширяет познавательные способности ученика, его интеллектуальную мобильность, повышает комфортность процесса обучения. Умения позволяют решать любые возникающие проблемы в учебной деятельности, в коммуникации и т.д., а значит, снимать напряженность, повышать мотивацию. П – на уровне школы Владение общеучебными умениями увеличивает эффективность и результативность работы, напрямую влияет на качество образования, обеспечивает личностный рост каждого ученика. Ш – на уровне социума. Владение общеучебными умениями позволяет подготовить мобильную, адаптированную личность, способную к непрерывному самообразованию. Далее стояла задача: как выйти с уровня общеучебных умений на компетенции? Как сконструировать компетенции? Общепредметный образовательный минимум охватывает четыре элемента содержания образования: • Опыт познавательной деятельности: результат – знания. • Опыт осуществления известных способов деятельности: результат – умение действовать по образцу. • Опыт творческой деятельности: результат – готовность принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях, действовать в измененных, приближенных к жизненным. • Опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений: результат – личностные ориентации и приращения. Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать компетенции. Порядок формирования компетенций: 1. Определить объекты действительности, относительно которых необходимо сформировать опыт деятельности. 2. Определить общекультурные знания об объектах изучаемой действительности. 3. Определить общеучебные умения, навыки, способы деятельности относительно объекта действительности. 4. Определить личностную значимость для учащихся. Исходя из этого, вырисовывается технология деятельности учителя по определению компетенций и работе по их формированию на уроке: 1. Выделить узкопредметные умения и навыки, формируемые в рамках данного курса (согласно учебной программе). 2. Определить какие общеучебные умения лежат в основе успешного выполнения предметных умений и навыков, обеспечивают их усвоение. 3. Выделить в полученном перечне группу общеучебных умений, формирование которых может быть обеспечено средствами данного курса. 4. Определить, освоение какого личностно значимого опыта обеспечивает учащимся владение данными общеучебными умениями, овладению какими компетенциями способствует. 5. Спланировать виды деятельности, формы представления результатов работы, подобрать соответствующее содержание заданий, сформулировать к ним задачи, вопросы. 6. Осуществить мониторинг овладения общеучебными умениями и компетенциями. . Следующий шаг – фиксация этого знания в документах, которыми учитель руководствуется в своей работе. Планирование 1. календарно-тематического планирования, поскольку этот документ проектирует будущую деятельность учителя с учащимися. Рассматривая различные формы календарно-тематического планирования, каждый педагог становился на той, которая в большой степени удовлетворяет его пониманию задачи. Главное, что в конечном итоге в качестве самоконтроля учителю необходимо было оценить свое календарно-тематическое планирование с позиции ответов на вопросы: 1. Что приобретает учащийся, освоив данный курс, раздел, тему? - Что будет знать после урока? - Что он будет уметь делать в специально организованной учебной ситуации на уроке? - Что он сможет сделать в ситуации неопределенности, в жизни, какие самостоятельные действия способен совершить с использованием учебного материала? 2. Какие средства универсальны и эффективны в достижении этого результата? - Какое предметное содержание выбрать? - Какие виды работ спланировать? - Какие формы работы организовать? - Какие формы контроля предпочесть? 3. Каковы критерии оценки проявленного умения, выполненного действия? Каковы показатели оценки? Еще один значимый руководящий документ учителя – план урока. Подход к планированию урока Подход к планированию урока в условиях компетентностного подхода нам видится не от содержания – к деятельности (от учителя: мне надо рассказать и я это сделаю так-то…), а от деятельности – к содержанию (от ученика: чему может научиться ученик, какими умениями, навыками, способами деятельности овладеть, как презентовать себя, реализовать свои ресурсы, интересы, и провести это через содержание). Что в этом подходе стало определяющим? 1. При написании плана урока к обозначению целей стало невозможно подходить формально, поскольку планирование развивающих целей урока определяет содержание и характер деятельности учащихся. Когда учитель планирует только образовательную цель (сообщить, научить, познакомить, рассказать и т.п.), то «прописывает» лишь собственную деятельность: сообщать, рассказывать. Когда закладываются развивающие цели, предполагается активность детей, так как реализация возможна только при их живом участии и ясном понимании ими целей деятельности. Наметив развивающие цели, учитель оказывается перед необходимостью четко спланировать все возможные учебные ситуации, методы обучения, содержание учебного материала, ожидаемые результаты. Включение ребят в энергичную деятельность на уроке требует от педагога систематического обучения их навыкам самостоятельной работы. 2. Изменения соотношения активной работы учителя и учащихся на уроке в пользу последних. 3. Изменение роли учителя на уроке. Из транслятора готовых знаний он превратился в организатора условий для самостоятельной деятельности школьников. 4. Каждый урок должен быть наполнен таким содержанием, которое предоставляло бы учащимся возможность овладеть жизненно важными умениями и навыками, а само содержание учебного материала должно быть соотнесено с реальными проблемами. 5. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый вид работы на уроке, каждая проверочная работа, любая организуемая деятельность включали в себя два ведущих ориентира: знания как факт владения информацией, умения и навыки как возможность актуализировать знания в жизненной ситуации, т.е. стать компетентным. Над чем буду работать Отбор материала Методы работы Формы работы Деятельность учителя Деятельность ученика Ожидаемые результаты ОУУН СУН Формы контроля 䦋㌌㏒㧀좈໱琰茞ᓀ㵂Ü 䦋㌌㏒㧀좈໱琰茞ᓀ㵂Ü 䦋㌌㏒㧀좈໱琰茞ᓀ㵂Ü 䦋㌌㏒㧀좈໱琰茞ᓀ㵂Ü 䦋㌌㏒㧀좈໱琰茞ᓀ㵂Ü 䦋㌌㏒㧀좈໱琰茞ᓀ㵂Ü 䦋㌌㏒㧀좈໱琰茞ᓀ㵂Ü 䦋㌌㏒㧀좈໱琰茞ᓀ㵂Ü Два ведущих ориентира: • знания как факт владения информацией • умения и навыки как возможность актуализировать знания в жизненной ситуации, т.е. стать компетентным. Конечно, очень значима в работе возможность мониторинга ключевых компетенций. Компетенция как интегральная характеристика включает в себя знания, умения, навыки, способы деятельности, эмоционально-ценностное, личностное отношение к процессу и содержанию обучения. Что может стать инструментом отслеживания? Как подходить к оценке учителю-предметнику? Рассуждая, получили картину, отображенную в табл. 2 Таблица 2 Содержание компетенции Инструментарий отслеживания Система оценивания Знания Тест, контрольная работа, устный опрос, практическая работа, лабораторная работа и др. - 5 балльная Умения и навыки Творческая работа, практическая работа, лабораторная работа, эссе, моделирование и др. - 5 балльная - уровневая Способы деятельности Проектная работа, дело и деятельность, проект, исследовательская работа, выполнение компетентностных задач и заданий и др. - 5 балльная - уровневая - востребованность личностью - востребованность социумом Эмоционально-ценностное, личностное отношение Анкетирование, тестирование, психологическая диагностика, наблюдение и др. - уровневая Эмоционально-ценностное отношение, включающее нравственные, социальные ценности, убеждения, идеалы личности ребенка, учителю-предметнику отследить крайне сложно, практически невозможно, поскольку у него нет необходимого инструментария. Скорее, это работа педагога-психолога, классного воспитателя. Владение учащимися способами деятельности, готовность реализовать в повседневной жизни полученные знания, умения и навыки не может оцениваться только в ходе уроков по той простой причине, что эта деятельность должна быть социально и личностно значимой и осуществляться вне рамок урока, быть не лимитированной по времени, не ограниченной содержанием предмета. По своей сути, способы деятельности – это уже результат сформированности умений и навыков, демонстрация компетентности. Знания фиксируются учителем по традиционной схеме пятибалльной оценкой. Таким образом, из всего содержания понятия компетенции управляемым компонентом для учителя-предметника становится умения и навыки. Именно через их развитие учитель может реально влиять на качество обучения и личностное развитие ученика. Что касается инструментария, то для нас это система учебных заданий и вопросов, которые выполняют диагностическую функцию. Форма может быть различной: тест, контрольно-диагностическая работа, тестовое задание, задача и т.д. Творческая личность • Под творческой личностью понимается индивид, который: • а) имеет установку на осуществление творческой деятельности, готовность к творческой деятельности и • б) умеет ее осуществлять, то есть владеет средствами и способами ее осуществления и имеет опыт их использования в процессе собственной творческой деятельности. • Творческая личность Для того чтобы индивид стал творческой личностью, у него должно быть сформировано определенное мировоззрение, характерологические особенности, ценностные ориентации, в которых творчество стоит на высоком месте в иерархии ценностей, он должен быть обучен средствам и способам осуществления творческой деятельности и иметь опыт их успешного применения в своей жизненной практике. Творческая деятельность Деятельность индивида является творческой в том случае, когда она не осуществляется по заданному образцу, не является чисто репродуктивным повторением этого образца, а есть результат рефлексии (под рефлексией понимается обращение индивида к своему внутреннему миру, к своему опыту – мышления, деятельности, переживаний и т.д. – ко всему тому, что он видел, слышал, читал, делал, думал, чувствовал и т.п., и к тому, как, почему и зачем он так видит, делает, думает, чувствует). • Деятельность индивида будет нетворческой, репродуктивной, если он использует в данной, конкретной ситуации, "переносит" в данную, конкретную ситуацию способ, норму, алгоритм деятельности, реализуемые в ситуациях данного типа; и деятельность будет творческой, если она является результатом рефлексии над опытом осуществления принципиально иных видов деятельности, нежели та деятельность, которую осуществляет в данный момент индивид. Рефлектирующий человек • Рефлектирующий человек (в отличие от чувствующего, делающего, думающего и т.д.) перестает ощущать, познавать чувственный мир, перестает действовать в нем, он "смотрит" на это свое ощущение, познание, действие в этом чувственном мире, он "смотрит" на себя-ощущающего, себя-познающего, себя-действующего на себя-рефлексирующего, на основания, средства и способы этой своей деятельности, на основания, средства и способы этой своей рефлексии над принципиально другим типом или видом деятельности, имеющимся в опыте индивида. Перейдем к моделированию уроков Каждый участник семинара работает по выбору для любого класса составляет план урока, пошагово, прописывая свою деятельность и деятельность ученика. Моделирует необходимые виды деятельности для формирования определенных умений и навыков учащихся. Тема 1 Систематизация изученного материала. (Механика. Молекулярная физика. Термодинамика. Электродинамика). Магнитное поле. Сила Ампера. Магнитная индукция. Над чем буду работать Отбор материала Методы работы Формы работы Деятельность учителя Деятельность ученика Ожидаемые результаты ОУУН СУН Формы контроля 1.Воспитанием убежденности в познаваемости окружающего мира. 2.Формированием представлений о физической картине мира. 3.Формированием новых знаний, раскрытием смысла новых физических величин, графического метода представлений структуры магнитного поля. Янчевская (физика в таблицах и схемах). § 1-3 Информационно-развивающий метод. Проблемно-поисковый метод. Эвристи ческая беседа. Составление опорного конспекта. Схематизация. 1.Постановка демонстраций (стр. 101 УМК). 2.Формулировка проблемы. 3.Лаб. работа «Действие магнитного поля на ток». Краткая запись. Конспект в тетради. 1.Наблюдение. 2.Гипотезы. 3.Поиск решения (конспект, § 2,3) 4.Выполнение лаб. работы. 5.Решить С № 1078. Иметь представление о физической картине мира. Уметь объяснять на примерах правила буравчика Постановка цели. Выделение главного Фронтальный опрос Решение задачи №1078, комментирова ние у доски Тема 2 Электроизмерительные приборы. Применение закона Ампера. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца Над чем буду работать Отбор материала Методы работы Формы работы Деятельность учителя Деятельность ученика Ожидаемые результаты ОУУН СУН Формы контроля Формированием знаний, об устройстве и принципе действии приборов Формированием новых знаний. Формированием умений проводить наблюдение природных явлений, описывать и обобщать результаты § 4,5 § 2 Творчески-репродуктивный метод Проблемно-поисковый Эвристическая беседа Эвристическая беседа 1.Демонстрация вращения рамки с током в магнитном поле. 2.Объяснение работы громкоговорителя 1.Демонстрация наглядных пособий (радиационный пояс Земли, полярные сияния). 2.Объяснение материала. 3.Работа ускорителя (использование) 1.Наблюдение 2.Объяснение работы амперметра и вольтметра по § 4. 3.Запись в тетради.: назначение устройства, принцип действия, использование громкоговорителя по § 5. 1.Наблюдение. 2.Выводы. 3.Составление конспекта. 4.Решение задачи С № 1094, 1095, 1096, 1097, 1098 Постановка цели. Выделение главного. Уметь применять правила левой руки, вычислять силу Ампера и силу Лоренца Тест. Самостоятельная работа Тема 3 Магнитные свойства вещества. Решение задач Над чем буду работать Отбор материала Методы работы Формы работы Деятельность учителя Деятельность ученика Ожидаемые результаты ОУУН СУН Формы контроля 1.Формированием новых знаний. 2.Воспитанием убежденности в познаваемости 3.Развитием познавательных интересов. 4.Формированием умений применять полученные знания. 5.Организацией учебной деятельности, постановка цели, планирование, поиск решений. § 7 Самостоятельная работа стр. 11. Маринина Информационно-развивающий. Творчески-репродуктивный Выполнение вариативных заданий Организовать деятельность учащихся С.р. Выполнение вариативных заданий Уметь применять полученные знания Объяснение изученных положений на конкретных примерах Разноуровневая С.р. 4 Самостоятельная работа. Явления электромагнитной индукции. Направление индукции. Правило Ленца. Над чем буду работать Отбор материала Методы работы Формы работы Деятельность учителя Деятельность ученика Ожидаемые результаты ОУУН СУН Формы контроля 1.Формированием познавательной деятельности. 2.Формированием новых знаний об электромагнитных явлениях. 3.Развитием способности к самостоятельности, приобретением новых знаний, воспитания и уважения к творцам науки и техники. § 8, 9, 10 1.Умения различать факты, гипотезы, причины следствия. 2.Приобре тение опыта, выдвижение гипотез для объяснения фактов Проблемно-поисковый Эвристическая беседа. Составление опорного конспекта 1.Демонстрация явления. 2.Выдвижение проблемы. 3.Демонстрация. Правила Ленца. 1.Наблюдение. 2.Высказывание предположений гипотез. 3.Жизнь и деятельность Фарадея (презентация). 4.Составление конспекта. 5.Запись алгоритма. Применение правила Ленца Понимать смысл явления электро-магнитной индукции, закона эл.магнитной индукции, магнитного потока. выбор знаковых систем, объёмное представление Тест Тема 5 Лабораторная работа № 2 «Изучение явления эл.магнитной индукции» Над чем буду работать Отбор материала Методы работы Формы работы Деятельность учителя Деятельность ученика Ожидаемые результаты ОУУН СУН Формы контроля 1.Формированием умений применять полученные знания. 2.Формированием познавательной деятельности: овладение адекватными способами решения эксперимен- тальных задач. Л.Р.№ 2 Частично-поисковый. Исследова тельская лабораторная работа. Организовать деятельность учащихся. Работа согласно инструкции стр. 383-384 Уметь описывать и объяснять физическое явление. Сборка электр. Цепей, формулирование результатов Описывать и обобщать результаты наблюдения, использовать измерительные приборы. Представлять результаты в виде таблиц, графиков. Оформление работы.